Общая психопатология

Ясперс Карл - - немецкий философ, один из основателей экзистенциализма"философия существования". Изучал право в университетах Гейдельберга и Мюнхена, медицину - в университетах Берлина, Геттингена и Гейдельберга. С по год работал в психиатрической клинике Гейдельберга. В году защитил докторскую диссертацию"Общая психопатология" у Виндельбанда. Вышедшая в свет в году работа Ясперса"Психология мировоззрений" может считаться первой публикацией по философии экзистенциализма в Германии. С года Ясперс работает профессором философии в Гейдельбергском университете. В - годах отстранён от преподавательской деятельности, в году запрещена публикация его работ.

Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический.

Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги. .

Хайдеггеровские «экзистенциалы» — «бытие в мире», «настроение» ( Stimmung), «страх», «забота» — указывают на онтическое, которое служит.

Ясперс Основоположник немецкого экзистенциализма Мартин Хайдеггер был учеником Гуссерля. Формирование его философского мировоззрения пришлось на сложное время е годы , полное не только внешними событиями, - время, когда вышел в свет полный Ницше, возвратилось внимание к Гегелю и Шеллингу, были переведены на немецкий Киркегор и Достоевский, началось издание собрания сочинений Дильтея, был заново открыт Гельдерлин, Вернер Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей в квантовой механике.

Хайдеггер считает, что смысл человеческому существованию придает его конечность, временность. Поэтому время должно рассматриваться как самая существенная характеристика бытия в экзистенциализме вообще проблема времени становится одной из центральных. Задача заключается в том, чтобы раскрыть связь между бытием, временем и человеком. Утверждая единство времени и бытия, Хайдеггер доказывает, что ничто сущее, кроме человека, не знает о своей конечности, а значит только человеку ведома временность, а с нею и само бытие.

Ясперс об истории и осевом времени Ясперс об истории и осевом времени В послевоенные годы Ясперс, с одной стороны, с растущей тревогой предупреждал об опасностях той пограничной ситуации, в которую все человечество ввергло атомное оружие. В послевоенные годы Ясперс, с одной стороны, с растущей тревогой предупреждал об опасностях той пограничной ситуации, в которую все человечество ввергло атомное оружие.

С другой стороны, он вьвдвинул идею"осевого времени","осевой эпохи" , которую исторически связал с возникновением христианства и других мировых религий и суть которой усматривал в следующем: В этом смысле был сделан переход в универсальное". В основе философии истории Ясперса лежит идея единства, целостности исторического бытия человечества, которое имеет"единственный первоисток и одну цель" .

Отчаяние, страх и свобода как характеристики подлинной экзистенции у С. Кьеркегора и К. Ясперса. Глава 2. Пред-полагание трансценденции.

Прежде всего, вопрос о том, является ли тревога эмоцией, предполагает определение самого понятия эмоция. Я хотел бы остановиться на рассмотрении этого вопроса в книге Симонова"Эмоциональный мозг", где приводится следующее определение эмоции: Мирошникова, посвященного психическому стрессу: Это восприятие, представляющее собой в первый момент бессознательную, интуитивную оценку, вызывает тенденцию к действию, переживаемую субъектом в зависимости от силы стрессора, в виде простого желания или интенсивной потребности сделать что-то для избежания или устранения стрессора.

Такой двигательный импульс с его психологическими и физиологическими коррелятами и есть эмоция". Майк Петрович Мирошников за микроскопом. Источник фотографии Очевидно, что и определение эмоции, данное Симоновым, и определение М. Мирошникова имеют прямое отношение к тревоге. Помимо рассмотрения применительно к тревоге самого понятия эмоции следует остановиться на том, как может рассматриваться соотношение тревоги и страха.

Разделение тревоги и страха ввел в психиатрию Карл Ясперс, для которого страх является важной частью экзистенциальных переживаний, в то время как тревоге Ясперс такого значения не придавал. Вальтер Польдингер Источник фотографии И в настоящее время во многих работах поддерживается принципиальное различие между тревогой и страхом, тогда как в других различие между тревогой и страхом представляется как разница в выраженности одного и того же явления. Соответственно, меняется и словоупотребление в английском соответственно при первом подходе слово принципиально отлично от , во втором или применяется при различной выраженности одного и того же явления.

При любом из этих подходов, говоря о тревоге, мы имеем дело с эмоцией. При этом моем представлении страх отличается от тревоги не только количественно, но также тем, что при страхе, наряду с увеличением интенсивности тревожных явлений, возникает ограничение тревоги определенной областью.

А.М.Руткевич. «Понимающая психология» К. Ясперса

У Дильтея основанием герменевтики становится психология: В различных вариантах историцизма ставится задача постижения индивидуального как тотальности. Феноменологическая психология и психиатрия ставили перед собою ту же цель, но решали ее иными средствами.

Разве равновесие страха вне ее маршрута Сомнения обращали Ясперса к его опыту недавно пережитого и к урокам тысячелетий.

Споры вокруг этого вопроса столь же стары, сколь и сама философия. Попытка навязать корпорации изменение этих самоочевидностей извне силой вызывает глухое сопротивление, выражающееся в четком разделении знания экзотерического и эзотерического. Публично признается то, чего требует признать превосходящая сила, открыто противостоять которой нет возможности.

Во времена, когда философия диалектического и исторического материализма была официальной и единственно допустимой государственной философией, историк философии вынужден был декларировать, что он признает влияние общественного бытия на общественное сознание и, в частности, влияние социального бытия философа на содержание его учения.

Но после этого вынужденного признания учения мыслителей прошлого и настоящего исследовались так, будто никакого внешнего влияния на них просто не было. Во всяком случае, это влияние никак не могло иметь решающее значение. Пожалуй, эзотерические методологические представления отечественных историков философии, совершенно расходившиеся с их публичными уверениями в совершеннейшем почтении к марксистской методологии историко-философского познания, наилучшим образом могут быть выражены теми развернутыми положениями русского историка философии права П.

Новгородцева, которые он опубликовал еще в году: Это особенно следует сказать о произведениях философского характера. Настроение минуты в произведении философа подвергается логическому продолжению и углублению; страсти времени, злоба дня до известной степени перегорают в горниле философского мышления, нейтрализуются силой обобщающей мысли. Впечатления недавнего прошлого и текущей действительности скрещиваются с более отдаленными историческими воспоминаниями, со всем запасом тех данных, которые успела собрать научная традиция и умственная культура.

Девятнадцатый век питается впечатлениями Древней Греции; старые философы воскресают, для того чтобы руководить новой мыслью. Нельзя в достаточной мере настаивать на том, что умственное наследие предшествующих поколений, что вся предыдущая культура мысли сохраняется и действует в последующие эпохи истории. Философ является философом ровно в той мере, в какой он способен выступить полномочным представителем всего мыслящего человечества.

Концепт метафизического страха () в немецкой философии

Ясперса о самоубийстве в разные периоды его творчества было разным. Оно изменилось как по способу рассмотрения 1. Можно выделить четыре периода. Период психиатрии Основное его произведение этого периода: Первое издание вышло в году, тогда это была еще относительная тонкая книга. Этот труд Ясперса широко известен.

Экзистенциализм (А. Камю и К. Ясперс) - От животного – к Человеку. к которому возводят экзистенциализм, на первый план выдвинуты страх и.

Одним из первых мыслителей, который начал разработку темы экзистенциальной коммуникации, был немецкий философ Карл Ясперс Хотя обычно философы-экзистенциалисты тяготели к более свободному изложению своих мыслей, Ясперс не совсем вписывается в общую картину. Оно противится всякой абсолютизации, избегает формул и определений, является не утверждением чего-либо, а призывом к тому, чтобы осознанно быть собой. Тем не менее, несмотря на попытки избежать влияния объективизма, Ясперс всё же испытывает влияние немецкой классической традиции с её тенденцией к систематизации.

Стремление ясно выражать иррациональное весьма характерно для него. Довольно запутанная ситуация складывается также и при попытке Ясперса прояснить отношения философии и религии. Большинство экзистенциальных философов, размышлявших о возможности диалога и коммуникации между людьми, принадлежало к религиозному направлению Бубер, Марсель, Бердяев. Каждый из них принадлежал к определенной религиозной традиции, пусть их философствование всегда и выводило их за пределы ортодоксальности.

Но в случае с Ясперсом ситуация гораздо сложнее. Его размышления не проистекают из религиозного мировоззрения. Более того, в своих произведениях он не раз указывает на свое неприятие претензий любой религии на свою исключительность, и христианство он приводит как один из наиболее ярких примеров этого. В качестве иллюстрации этого, мы можем указать на его близость к идеям протестантской теологии, к которой среди его современников принадлежали Рудольф Бультман и Пауль Тиллих.

Это неудивительно, поскольку дух протестантизма в той или иной мере оказал влияние на большинство немецких философов.

Ясперс об истории и осевом времени

Новосибирск 1 Оглавление 1 1. Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители Основные положения философии экзистенциализма Отношение экзистенциалистов к познанию,науке и философии

Пограничная ситуация (нем. Grenzsituation) — ситуация, при которой возникает серьёзная опасность для жизни. Термин введён немецким философом и психиатром, одним из создателей экзистенциализма Карлом Ясперсом в работе «Разум и экзистенция», В то же время, при чрезмерном перенапряжении, появлении страха.

В иудейско-христианской религиозной традиции С. Жизнь большинства людей, согласно А. Шопенгауэру, бьется между двумя полюсами: Что бы ни дала природа , что бы ни дало счастье , кем бы мы ни были и чем бы ни владели, нельзя избыть С. Вся художественная литература свидетельствует, по Шопенгауэру, о том, что С. О положительном характере С.

Экхарт, полагая, что С. Человек должен страдать для того, чтобы стать человеком. Достоевский, должен быть глубоко несчастливым, тогда он будет счастлив. Эти же идеи получили развитие в философии Ф.

Философия Ясперса

Ясперса Совпадение начала по слайдам Триада К. Ясперса Совпадение начала заболевания с воздействием психотравмы. Отражение психотравмы в структуре переживаний.

Пограничные ситуации: Карл Ясперс / Фёдор Конюхов. Агон второй: .. постиндустриальной эпохи священный «страх и трепет» перед.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне оттенков: Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. Человеку, как правило, удается побороть свой страх, если он выяснит характер опасности, найдет средство ее устранения.

Если же источник опасности является неопределенным или неосознанным, то эмоция страха перерастает в эмоциональное состояние тревоги. Нет единого определения тревоги. Тревога — приобретённое влечение. Тревога — реакция на опасность реальную или воображаемую. Тревога — эмоциональное состояние, ощущение неопределённой опасности, неоправданной угрозы, результат воздействия фрустрации, механизм психического стресса наиболее полное определение.

При изучении тревожности выделяют 2 ее вида: Тревожность как состояние — ситуативная тревожность — предвосхищение реальной ситуации, эмоциональное состояние, возникающее в ситуации угрозы личности человека жизни, самооценки, репутации, имуществу. Тревожность как диспозиция, черта личности — личностная тревожность — черта, характеризующая склонность человека воспринимать различные ситуации как угрожающие и реагировать на них чувством тревоги, даже если ситуации объективно не являются угрожающими.

Человек и история в экз.философии К.Ясперса. 1991. (Гайденко П.П.)

Ясперса о самоубийстве в разные периоды его творчества было разным. Оно изменилось как по способу рассмотрения 1. Можно выделить четыре периода. Период психиатрии Основное его произведение этого периода:

В основе философии истории Ясперса лежит идея единства, . Даже страх перед глобальной катастрофой, которым охвачены многие люди, должен.

Одним из влиятельных направлений современной западной философии является экзистенциализм. Название этой философской школы происходит от лит. Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители Основы экзистенциализма были заложены еще в в. Кьеркегором - , а сложилось это направление в в. Теоретическими источниками и своими предшественниками экзистенциалисты считают феноменологию Э. Дильтея - , Ф. Ницше - , а также Ф. Достоевского - Идеи экзистенциализма возникали в разных странах в различные годы.

Так, в России, накануне первой мировой войны, теория экзистенциализма проповедовалась Л. Шестовым - и .

Kierkegaard, Sartre, Heidegger and Jaspers, by Walter Kaufmann 1960