Страх как социально-философский феномен

Одним из перспективных направлений развития современных гуманитарных наук является постоянно растущее стремление к более углубленному анализу природы человека во всем многообразии форм ее проявления. Язык — это один из обязательных и неотъемлемых атрибутов человека. Лингвистика, являясь специфической областью научного знания, имеет свой материализованный объект — естественный язык, свою методологию и проблемы. Характерной чертой современной лингвистики являются поиски языкового моделирования человека в тесной объективно существующей взаимосвязи с другими сопредельными науками о человеке. Изучение человека, как полагает Ю. Малинович, базируется на антропоцентрическом подходе, где в центре внимания оказывается сам человек, а его язык понимается как естественная система, создаваемая им как носителем языка на основании исторического опыта, культуры и знаний. Они реализуются не только в лексике, но и в синтаксическом построении высказывания, в выборе грамматических форм и конструкций. В современном мире, когда сообщения о нестабильности и различных неприятных событиях оказывают воздействие на массовое сознание в процессе общественно-политической коммуникации, в обществе формируется различное отношение к происходящим явлениям и проблемам. Одной из таких реакций человека на глобальные проблемы современного общества является страх, который по-разному освещается в средствах массовой информации и для обозначения которого журналисты используют различные языковые средства. В психологии страх представляет собой эмоционально-психическое состояние, он связан с первой сигнальной системой.

ПРОБЛЕМА страха В ФИЛОСОФИИ С.КЬЕРКЕГОРА

Страх как социальный феномен Страх, различные его формы, являются необходимой эмоциональной составляющей жизни практически каждого индивидуума, группы и общества. Способность испытывать страх и боязнь заложена в человеческом мозгу. Как удалось недавно выяснить британским нейрохирургам, в мозгу имеется специальный центр, который отвечает за боязнь и страх, испытываемые человеком в экстремальных ситуациях. Этот участок мозга, в зависимости от степени угрозы, подает сигналы другим участкам мозга, которые определяют модель поведения человека.

Возможно, что это открытие потенциально сделает человека менее зависимым от переживаемых им чувств.

Парадоксом культуры страха является ее появление именно в то время, 5 рассмотрен феномен доверия, который сходит на нет в культуре страха.

Феномен страха в философии ХХ века фрейдизм и психоанализ. Другое влиятельное направление в философии ХХ века где категория страха играет важнейшую роль - фрейдизм и психоанализ. Ранний фрейдизм также различал два вида страха - перед внешней опасностью и глубинный иррациональный страх. Последний как и сартровский страх есть страх перед самим собой. Однако природа его интерпретируется иначе фрейдистский страх - это страх перед бессознательными разрушительными инстинктивными силами сконцентрированными в человеке перед импульсами которые прорываются из глубин человеческого существа.

Такая интерпретация страха актуализирует негативные стороны свободы показывая что искомая свобода если она не одухотворена моральной ответственностью не социализирована может обернуться антисоциальностью вихрем разрушения. Нереализованные желания оставшиеся вне культурных смыслов и этических норм таят в себе гигантскую катастрофическую силу. Бесстрашный сартровский человек откинувший все внешние авторитеты и страхи обращается здесь в демона- разрушителя. Он свободен и не боится даже самого себя - поэтому он представляет собой опасность для общества.

Психоанализ показывает что человечеству не следует вовсе отказываться от страха и от культуры даже если она и носит репрессивный характер как это утверждал Г.

Нагибина, 13, РГУ, ауд. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГУ г. Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством — социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными. Проведение данного исследования диктуется потребностью в осмыслении качественно нового этапа в эволюции понимания страха.

Теперь это понимание во многом строится через призму современного состояния культуры — постмодерна, которое выражается не в последнюю очередь в ее уязвимости и нестабильности. Привлекательность и ужас положения переплетаются во фразе:

Аннотация. В статье рассматривается проблема страха как феномена, Творчество, созидание культуры тем самым компенсирует биологическую.

Методологические основы анализа проблемы страха 14 1. Особенности культурологического подхода к изучению сущности страха и его функций 14 2. Субъекты страха в культуре 28 Глава . Исторические изменения концепта страха в западно-европейской культуре 34 1. Становление страха как особого социокультурного регулятивного механизма в первобытном обществе и античности 34 2.

Специфика страха как феномена культуры и проблема манипулирования страхом 82 1. Страх в рамках понятия репрезентативной культуры 82 2.

Феномен неадекватных страхов в современном обществе

Это связано прежде всего с такими трагическими событиями как первая и вторая мировые войны. Возведение смерти в Абсолют выросло до масштабов гигантского социального явления, стало феноменом массовой культуры. Взять хотя бы эти фильмы ужасов.

10 Пустовойт Ю.В. Феномен страха в античной культуре и патристике: . Раскрыты существующие механизмы преодоления страха в культуре.

Единственной страстью моей жизни был страх. Какую функцию он выполняет? От чего зависит его появление и интенсивность? И наконец, как он влияет на нашу жизнь? Литература всех времен и народов изобилует описаниями состояний страха, начиная от смутных покалывающих опасений до панического всепоглощающего ужаса: Воображение читателя живо рисует эти картины, они знакомы и понятны каждому из нас, ведь страх испытывают все. Порой авторы, представляющие совершенно разные культуры, пишущие на разных языках, используют одинаковые, полностью совпадающие образы:

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА страха

СМИ, политики и организации, лоббирующие свои интересы, то и дело предостерегают нас от всевозможных опасностей и угроз, в результате чего многие наши действия подчинены страху. Автор исследует феномен страха, размышляет о том, почему он отталкивает и в то же время притягивает нас. Книга заставляет задуматься о последствиях эксплуатации страха в политике и бизнесе, а также о том, к чему может привести чрезмерная концентрация на опасностях, мнимо или реально присутствующих в повседневности.

Ларс Свендсен Единственной страстью моей жизни был страх.

Обозначена культурная специфичность феномена социальной тревоги, зависимость типа социальной тревоги (эгоцентрический - страх негативного .

Методологические основы анализа проблемы страха. Особенности культурологического подхода к изучению сущности страха и его функций. Субъекты страха в культуре. Исторические изменения концепта страха в западно-европейской культуре. Становление страха как особого социокультурного регулятивного механизма в первобытном обществе и античности. Страх как ключевая характеристика культурной картины мира эпохи позднего средневековья.

Специфика страха как феномена культуры и проблема манипулирования страхом. Страх в рамках понятия репрезентативной культуры. Социокультурные механизмы минимизации страха. Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством -социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными.

Феномен страха в философии ХХ века фрейдизм и психоанализ

Неужели всего несколько лет назад можно было просто вынуть из карманов мелочь, ключи и пройти через детектор? Я много путешествую, бывает, что улетаю и возвращаюсь в тот же день, в этом случае мой багаж состоит только из пары книг и сумки с бумагами. Поэтому каждый раз я должен вынимать ее из кармана, упаковывать в прозрачный пластиковый пакет, отдельно пропускать через просвечивание, и лишь затем я могу снова достать ее из пакета и положить обратно в карман.

О феномене таких коллективных, специфически немецких страхов рассказывает выставка"Страх. Немецкое чувство", которая.

Феномен страха в культуре Реферат: Определены функции страха в культуре:

Феномен страха в культуре : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01

Эти бессознательные влечения возвращают ее к нуминозного ощущение рождения"своего мира" и впоследствии становятся безудержным для его бытия, поскольку аффективное состояние разрушает структурно-рациональные возможности"Я-сознания", возвращает ее к регрессивного состояния. То есть,"Я-сознание" не может мыслить сама себя, поскольку страх ей мешает и подавляет его активный элемент. Она вытесняет родовой страх снова в бессознательное, и, таким образом, создает механизм возврата аффекта к бессознательному.

А сам поезд в Единый и воспоминания о своем рождении сакрализуються и табуюються"Я-сознанием" как в внутриструктурных основе мышления, так и в ее внешних проекциях, которые создаются и существуют в социокультурных феноменах. Однако, встреча с архетипических образов коллективного бессознательного и порождение новых феноменов культуры человечества, которые расширяют границы сознательного существования человека и соответствуют ее самовоплощения, не только возвращает"Я-сознание" назад к ужасу своего рождения, но связана с наслаждением и любовью.

Благодаря этому нуминозного ощущение включает в себя ужасно атрибут противоборства противоположностей либидо.

феномена смерти, возникший в российской культуре в начале и одержимого страхом жизни и сублимированным страхом смерти.

Основные подходы, применяемые при рассмотрении проблемы страха: Шестова предопределяет строгую индивидуальность феномена страха, его переживание как исключительно личной неразрешимой проблемы, жизненной трагедии. Последний охватывает источника. Общий объём диссертационного исследования страниц. Среди основных причин страха философ выделял также поиски смысла жизни, чувство вины, злоупотребление властью.

Проявления глобального человеческого страха смерти в культуре

Исследования этих авторов позволяют заметить обусловленность страхов социокультурными факторами. Издательство Уральского университета, Выделить социокультурные механизмы, выработанные для преодоления психо-эмоционального напряжения, вызванного страхом. Различные аспекты диссертационного исследования обсуждались: Они могут стать той внутренней установкой, которая будет сильнее страха.

При таком понимании страх выполняет в культуре ряд функций, На наш взгляд убедительно обосновывает феномен страха.

Феномен жизнетворчества в культуре переходного типа Онтология трагического и феномен трагедии в европейской культуре Феномен упражнений Исидора Филиппа в мировой культуре фортепианного исполнительства Проблема авторства в культуре Концепт зла в современной культуре Странничество в восточнославянской культуре Дзен- буддизм в европейской культуре Методология познания ренессансных процессов в культуре Генезис менталитета личности в национальной культуре Похожие диссертации: Феномен страха в античной культуре и патристике:

Грубость, как культурный феномен